Зоопсихология занимается изучением поведения животных, их инстинктов и отношения с окружением.
Зоопсихология в начале 19 века перешла в ранг естественных наук благодаря французскому учёному Ж.-Б. Ламарку.
Ж.-Б. Ламарк издал знаменитую книгу «Философия зоологии», в которой он рассматривал психологию животных как самостоятельную научную дисциплину. Ламарк полагал, что все изменения в организме и целого организма происходят под влиянием внешней среды. Главным фактором изменчивости для него была способность организма реагировать на внешние воздействия, развитие путём упражнения этой реакции и передача по наследству приобретённого. Таким образом, Ламарк первым обнаружил связь психических реакций организма на внешнюю среду с эволюцией животного мира.
В середине 19 века директор парижского зоопарка Ф.Кювье начал экспериментальное изучение поведения животных в привычной для них среде обитания. Особую известность получили его опыты с бобрами, искусственно выкормленными и воспитанными в неволе в изоляции от сородичей. Кювье обнаружил, что бобренок-сирота успешно строил хатку, несмотря на содержание в неподходящих для этого условиях и при отсутствии возможности научиться таким действиям у взрослых бобров. Эти опыты сыграли существенную роль в понимании природы инстинкта.
Кювье собирал факты, которые говорили об уме животных. Так, например, он ставил грызунов ниже, чем жвачных по причине того, что они не различают человека, который за ними ухаживает. Жвачные же хорошо узнают своего хозяина, но тоже могут не узнать его, если тот будет в другой одежде. Кювье считал, что только у хищников и приматов высшая степень ума.
Решающее значение для возникновения и развития сравнительных и экспериментальных исследований поведения и психики животных имели труды Ч. Дарвина. Его многочисленные наблюдения за поведением животных, проведенные в естественных условиях, а также в неволе, позволили ему четко выделить три основные категории поведения инстинкт, способность к обучению и элементарную «способность к рассуждению».
Поведение животных
Поведение это совокупность движений и наше отношение к ним. Вот например мы, наблюдая за животным комментируем его движения «он виляет хвостом», «он смотрит на меня» и т.д. Таким образом мы распознаем его поведение, квалифицируем, интерпретируем.